Пульмонология

Пульмонология — область медицины, специализирующаяся на заболеваниях органов дыхания: легких, плевры, трахеи и бронхов.

Пульмонолог — специалист, который занимается профилактикой, диагностикой и лечением этих заболеваний.

Заболевания и состояния

Типичными заболеваниями, диагностикой и лечением которых занимается пульмонолог, являются:

• простудные заболевания;
  • бронхит (в том числе бронхит курильщика);
  • астма;
  • пневмония, пнемоторакс;
  • обструктивная и бронхоэктатическая болезнь легких;
  • лихорадки неясного генеза;
  • аллергический альвеолит.

Какие дополнительные обследования может назначить пульмонолог?

• Анализ мокроты.
  • Цитологическое исследование мокроты.
  • Посев мокроты с определением чувствительности к антибиотикам.
  • Общий клинический анализ крови.
  • Исследование функции внешнего дыхания (спирография).
  • Комплексная мультиспиральная компьютерная томография (МСКТ).
  • Рентгенография органов грудной клетки.
  • Тесты с физической нагрузкой (при бронхиальной астме).
  • Пикфлоуметрия суточная.
  • Бодиплетизмография.
  • Исследование диффузионной способности легких.
  • Компьютерная томография легких.
  • Сцинтиграфия легких.
  • ЭХО-КГ – Ультразвуковое исследование сердца с определением давления в легочной артерии.
  • Фибробронхоскопия.
  • Консультация иммунолога-аллерголога.
  • Консультация ЛОР-врача.

Необходимость тех или иных обследований в каждом индивидуальном случае определяет врач.

Симптомы заболеваний

Консультация пульмонолога скорее всего необходима, если у Вас такие симптомы, как:

1. Кашель курильщика

Особенно ярко проявляется после пробуждения, прекращается после отхаркивания мокроты. Кашель может свидетельствовать о наличии хронического бронхита, который, если больной продолжает курить, может осложниться дыхательной недостаточностью и эмфиземой легких. Одного отказа от курения недостаточно, чтобы решить проблему бронхита, необходим курс лечения у врача-пульмонолога.

2. Кашель

Кашель возникает при активации кашлевого центра мозга, который реагирует на раздражение дыхательных путей. Кашель по своей сути является защитной реакцией, помогающей удалить из дыхательных путей раздражители — пыль, слизь, инородные частицы. Заболевания, в симптоматике которых фигурирует кашель, могут быть опасны тем, что они легко распространяются с воспаленных участков верхних дыхательных путей "вглубь", на легкие. Это значительно усугубляет ситуацию и может усложнить лечение. Не откладывайте визит к пульмонологу — специалист найдет причины кашля и назначит соответствующее лечение.

3. Одышка с затруднением выдоха

Одышка может быть симптомом различных заболеваний — астмы, бронхита и так далее. Чтобы установить, почему одышка возникла у Вас, необходима консультация специалиста. Оперативная диагностика причин отдышки поможет выявить опасные заболевания на начальной стадии и назначить адекватное лечение.

4. Симптомы бронхиальной астмы

Предваряют бронхиальную астму симптомы, которые могут появиться как за несколько дней, так и за несколько часов или минут до приступа: головная боль, смена настроения, зуд глаз и кожи, кашель и чихание. Приступ протекает следующим образом: сначала появляется чувство удушья и сдавливания в груди, затем начинается одышка. Вдох становится коротким, выдох — медленным, дыхание сопровождается громкими и свистящими хрипами.

Больной астмой, чтобы облегчить дыхательный процесс, наклоняется вперед, его лицо бледнеет — вплоть до появления синюшного оттенка, крылья носа при вдохе раздуваются, шейные вены набухают. Приступ сопровождается кашлем с мокротой, нижние границы легких опускаются, над верхними явственно определяется перкуторный звук (стук) с тимпаническим оттенком, раздается много сухих свистов и хрипов. Пульс учащается.

Сразу после приступа больным требуется отдых, некоторые испытывают жажду или голод.

При отсутствии соответствующего лечения, заболевания дыхательных путей быстро переходят в хронические: их лечение крайне затруднено, а приступы случаются при каждом понижении иммунитета.